Данный опрос создан по мотивам одной интересной статьи, которую я случайно нашла в интернете. И сразу же захотелось узнать у аудитории посетителей, сколько в вас % ремесленника, а сколько % ученого? Ведь каждый из нас, так или иначе относится или к одной или к другой области, третьего не дано...
А теперь статья, наслаждайтесь:
Эдсгер Дейкстра (1930-2002) - известнейший голландский ученый и преподаватель, специалист в области computer science, один из тех классиков программирования, благодаря которым оно в 1970-е годы сделало рывок и перешло из разряда искусства, которым владеет горстка посвященных, в категорию общепризнанных научных технологий. За свои заслуги Дейкстра получил премию Тьюринга, престиж которой в вычислительных науках, пожалуй, даже выше, чем престиж Нобелевской премии в физике и химии.
Эссе «Craftsman or Scientist?» («Ремесленник или ученый?») написано в 1975 году и прочитано на конференции «ACM Pacific 75» в Сан-Франциско. Кроме того, этот текст был пронумерован Дейкстрой (получил номер EWD480) и, таким образом, вошел в его знаменитую коллекцию, содержащую более тысячи самых разнообразных работ. Некоторые из них впоследствии были переработаны автором и послужили основой для его книг, в том числе и доступных русскому читателю: «Заметки по структурному программированию» вышли в издательстве «Мир» еще в 1975 году, а «Дисциплина программирования» - в 1978-м; еще два эссе - «Притча» (EWD594) и «Как быть, если правда глаза колет» (EWD498) - стали широко известны как «программистские басни». Однако большинство из них на русский язык не переводились. Об эссе «Craftsman or Scientist?» можно рассуждать долго, но нужно ли? Забегая вперед и говоря словами самого Дейкстры: читатель без труда узнает знакомые черты в этом описании…
Будущий ремесленник приходит к мастеру на семь лет ученичества, он работает как подмастерье под его руководством и надзором, постепенно постигая навыки ремесла, - до тех пор, пока сам не станет мастером. Мастера обычно образуют цехи (гильдии), и члены гильдии держат секреты ремесла как хорошо охраняемую тайну: не записывать свои рецепты - одно из правил их профессиональной этики. Обратите внимание, наконец, что многие старые ремесла были утеряны, поскольку передавались изустно от поколения к поколению.
Будущий ученый изучает свою науку как студент у преподавателя, который (в отличие от мастера, передающего знание ученику на личном примере) формулирует знания и описывать навыки настолько четко, насколько это возможно. Именно такая методика преобладает в университетах. Бурное развитие университетов произошло именно тогда, когда повсеместно прижилось книгопечатание, и с тех пор каждый университет воспринимал свою библиотеку как самую большую ценность: библиотека была воплощением образа жизни. Ученые придают огромное значение свободному обмену знаниями и идеями, отсюда следует общая открытость науки как одно из правил профессиональной этики.
На сегодняшний день применяются оба метода: физики, например, являются главным образом учеными, однако врачи больше похожи на членов гильдии. Математики - где-то между ними: математические результаты изданы и преподаются открыто, но студентов очень редко обучают тому, как делать математические открытия, а публикация не только результатов, но и ведущих к ним эвристик расценивается многими как «ненаучная» и потому считается дурным тоном: зачастую редакционная цензура старается не допустить публикацию эвристик.
Вся непонятая глубина человеческой мысли - всего лишь игра ума в процессе человеческого общения. Мы - несмотря на то, что думают по этому поводу психологи, педагоги и т. п. - очень слабо понимаем, как происходит передача знаний, понимания и навыков. Весьма вероятно, что передача знаний в виде фактов - всегда всего лишь имитация, и что все явное обучение в научной традиции не больше, чем сообщение студенту вербальных подпорок, которые просто-напросто помогают его памяти. Если это так, то все «научное обучение» - то есть явные правила и ничего более - должно быть навсегда отброшено как бесплодное и непродуктивное занятие. Источник: Журнал "Компьютерра", №41, 2002
|